Что такое майонез? Некогда модный французский соус, в советские времена ставший главным украшением новогоднего салата - достать его было достаточно сложно, сегодня превратился в средство для заливания любой еды и обогащения власть имущих. Пока с экранов телевизоров на жителей льется массированная реклама майонеза, потоки денег оседают в карманах майонезных магнатов, которые, кстати, сплошь являются членами партии власти.
www.elecardak.ru " src="http://eser21.ru/_content/images2/images/2011-08-19-maionez.JPG" style="width: 350px; height: 216px;" />
По уровню потребления вредного для здоровья майонеза Россия занимает одно из первых мест в мире
Вкусный яд
О вреде майонеза вам скажет любой врач. Даже высококачественный соус, изготовленный из натуральных продуктов, мягко говоря, не полезен, тем более в тех объемах, в которых его употребляют сегодня. Что уж говорить о ядерной смеси из порошков, консервантов, стабилизаторов и прочих «благ цивилизации», которую сегодня в красочных упаковках продают под видом майонеза.
Как отмечает доктор медицинских наук, директор НИИ диетологии и диетотерапии Михаил Гинзбург, на майонез «подсаживаются». Пристрастившись к майонезу, человек перестает воспринимать менее жирную еду как вкусную. Майонез, во-первых, резко увеличивает жирность питания. Один и тот же салат, приправленный майонезом и не приправленный, по жирности отличается раза в четыре, а по калорийности - в два раза. Увеличивается жирность, что, естественно, ведет к ожирению. А ожирение - это причина ряда болезней, таких как гипертония, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз. То есть первые три строчки в скорбном «топ-листе» причин смерти. Отсюда и прямая связь.
Майонез при его избыточном потреблении угрожает здоровью. Есть еще несколько моментов. В майонезе всегда есть уксус. Это - дополнительное раздражение слизистой желудка, дополнительный риск язвенной болезни и 12-перстной кишки.
Более того, майонез извращает вкусовую гамму, через какое-то время у человека притупляются вкусовые ощущения, он начинает нуждаться в пище более жирной, более богатой специями. В итоге человеку все время требуется масляная добавка, и это уже не обязательно сам майонез. Но из всех жиров практически любой все же вновь выберет майонез: он доступен, популярен и привычен. Получается замкнутый круг.
Приправа для нищих
Кстати, специалисты напрямую связывают популярность майонеза среди населения (а его, по статистике, использует до 98% российских семей) и уровнем жизни россиян. Здоровый образ жизни, как известно, удовольствие не дешевое. И пока состоятельные люди переходят на оливковое масло первого отжима, люди с достатком ниже среднего и, тем более, еще ниже среднего, заполняют холодильник баночками, пакетиками, ведерками с майонезом. Смысл прост. Пельмени, пачка которых стоит дешево и сердито (рублей 50-70), есть практически невозможно. И даже попытки сдобрить их хорошими «приправами», такими как сливочное масло или сметана, успехом не увенчиваются. А вот толстый слой майонеза справляется с задачей на отлично. Перебивая вкус дешевого продукта и добавляя калорий, майонез позволяет съесть практически несъедобный продукт и быстрее наполнить желудок.
Отрава про запас
Есть и еще одна причина кулинарного восхождения майонеза, пик которого пришелся на «девяностые» и продолжался в «нулевых» годах. В советское время майонез был дефицитом, «праздничным» продуктом, которым надо было запасаться. Его не всегда можно было достать в Москве, а тем более в Питере или в других городах. Хотя по ингредиентам это простейший продукт: яйца, масло, горчица, уксус. Но советская промышленность не хотела его делать в нужном количестве, как и многое другое, или не могла. Поэтому у старшего поколения, поколения наших мам отношение именно такое.
А в 90-х вдруг выяснилось, что его можно делать в любом подвале. Что, собственно говоря, и происходило. В итоге народ начал массово закупать его и во все добавлять. Появились самые безобразные рецепты, вроде «мяса по-французски», от которого французские повара падают в обморок: когда мясо или рыба запекаются в майонезе. Это полный бред: майонез - это холодный соус, его изначально нельзя нагревать. Так в один голос говорят кулинары. Но люди без специального образования и слышать об этом не хотят.
Единороссы «накормят» Россию
Все эти тенденции быстро схватили воротилы российского пищевого бизнеса. То, что майонез - это очень выгодный бизнес, выяснилось в 90-х. Объемы производства росли ежегодно на 13-15%. Самый резкий взлет произошел в период «нулевых». Сейчас в России насчитывается, по разным данным, от 400 до 1000 независимых производителей майонеза. Однако большую часть рынка занимает всего несколько компаний.
Приправив ажиотаж вокруг майонеза массированной рекламой, бизнесмены от майонеза создали себе целые империи, с помощью которых превращают набор химикатов, взбитый в белый соус с заманчивыми приписками типа «легкий», «оливковый», «традиционный» и так далее в денежные потоки. И ведется этот бизнес под пристальным контролем «партии власти». Практически все майонезные магнаты – нерядовые члены «Единой России», имеющие «старших» товарищей по бизнесу и партийной линии.
Первое место на рынке занимает «Эссен Продакшн АГ». Самый известный продукт — «Махеев». Название майонез получил в честь одного из собственников компании — Вадима Махеева (ему принадлежит 43% акций). Второй совладелец - предприниматель Леонид Барышев. Оба бизнесмена имеют корочки депутатов от «Единой России» Госсовета республики Татарстан.
Второе место принадлежит «Нижегородскому масло-жировому комбинату». Ранее НЖМК входил в саратовский холдинг «Букет», находившийся под контролем секретаря партии «Единая Россия» Вячеслава Володина. После серии скандалов Володин продал принадлежащие ему пакеты акций. Сейчас г-н Володин стал замом Путина - занимает должность руководителя аппарата правительства.
Нынешний генеральный директор и совладелец НЖМК Николай Нестеров - не только миллиардер, но и депутат. Он представляет в Законодательное собрание Нижегородской области партию «Единая Россия».
Третье место держит за собой ОАО «Эфирное», более известное как «Эфко». Но это, скорее, исключение. Владелец самого крупного пакета акций во власть не входит.
А вот с четвертого места все возвращается на круги своя. Его занимает саратовский «Жировой комбинат». Он, как и московский, новосибирский, армавирский жиркомбинаты, входит в холдинг «Солнечные продукты», который, в свою очередь, контролируется вышеупомянутой ГК «Букет», с которой, по некоторой информации, до сих пор аффилирован один из главных «единороссов» страны Вячеслав Володин.
Замыкает пятерку лидеров «Казанский жировой комбинат». Он, в свою очередь, принадлежит ОАО «Нэфис Косметикс» (порошки «Sorti»). Председатель совета директоров «Казанского жирового комбината» Дмитрий Самаренкин - депутат госсовета Татарстана, «единоросс» по партийной принадлежности.
Подсадили на майонез
Таким образом, производство майонеза в стране так или иначе имеет отношение к людям, состоящим в «Единой России». Удивляться тут нечему - почти весь крупный бизнес состоит в близких отношениях с партией власти. Но тут даже самая скромная выборка показала, что предприниматели-жировики почти обязаны состоять в «ЕдРе». Так что все в России взаимосвязано: приобретая майонез, вы поддерживаете «партию власти», голосуя за нее, фактически инвестируете в майонезную промышленность со всеми вытекающими последствиями.
Самое страшное, что по уровню потребления вредного для организма майонеза Россия занимает одно из первых мест в мире. Наверное, поэтому сейчас среди россиян намечается едва ли не движение в поддержку майонеза. Его защищают как потребители (вероятно, уже «подсевшие» на данную биомассу), так и «эксперты», привлекаемые майонезными магнатами, которые говорят о том, что майонез - не опасен, и его вредоносность недоказана. Ничего не напоминает? Точно так же отбивались от борцов с курением владельцы сигаретных брендов. Теперь же они выплачивают пострадавшим многомиллиардные компенсации. Но это у них, на западе. У нас, в России, можно быть уверенным: пока «ЕР» рулит государством, без майонеза никто не останется. Тем более что средствами на более полезное и качественное, а значит и дорогостоящее питание, которое можно спокойно есть без белого вещества, «партия власти» страну никогда не обеспечит – сельского хозяйства-то у нас почти нет.