Блог корреспондентов GEO
Эпидемия ожирения?
"С массой тела более 150 килограмм на тренажеры не вставать! Они ломаются!" - в московском фитнесс-клубе подобная надпись могла бы показаться шуткой. Но в Америке такое предупреждение я видела сама. Оно никого не удивляет. Ведь по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на сегодняшний день более четверти населения США страдает ожирением.
Медицина определяет ожирение как индекс массы тела (BMI) в 30 и выше, и рассчитывается он с учетом веса и роста. Например, женщина ростом 1,67 метра, весом 60 килограмм имеет индекс 22, считающийся нормой. Если она поправится на 8 килограмм, ее индекс возрастет до 25, и это считается лишним весом. Если она поправится на 22 килограмма, то индекс вырастет до 30, а это уже ожирение.
На сегодняшний день диагноз "ожирение" можно поставить 44 миллионам американцев, в дополнение к которым шесть миллионов "супер-жирных" с массой тела больше 50 килограмм за границу индекса в 30. Ни одна нация в истории не была такой толстой. И виной тому питание и образ жизни. Проще говоря: люди больше едят и меньше двигаются, предпочитая автомобиль и кресло перед телевизором прогулкам пешком. А рост индустрии фаст-фуда привел к тому, что многие американцы вовсе бросили готовить дома, заменив полноценные обеды перекусами в предприятиях быстрого питания. Потребляя больше калорий, меньше клетчатки, больше жира и сахара.
Ожирение - вторая причина смертности после курения в США. Центр по контролю за заболеваниями (СDC) считает, что 280 тысяч американцев в год умирают от болезней, вызванных ожирением. Это болезни сердца, рак толстой кишки, диабет, артрит и инсульт. Люди, страдающие ожирением, умирают в четыре раза чаще своих худых ровесников. Годовые расходы здравоохранения на болезни, вызванные ожирением, превышают 240 миллиардов долларов. 33 миллиарда расходуются на программы и продукты по снижению веса. Самая распространенная причина смертности детей в возрасте от шести до десяти лет - инфаркты, вызванные ожирением. Это ли не ужас?
Десяток лет назад полные, поперек себя шире, люди в США уже встречались. Но сейчас - каждый. Даже не каждый второй. Просто каждый. Красавицей там, по-моему, считается любая женщина, если в ней просто меньше 100 килограмм. Российские невесты - вперед! Не вышли лицом - не беда. Меньше центнера - уже королева. Правда, первой брачной ночи, вы, возможно, не переживете, будучи раздавленной избыточным весом жениха. И ни в коем случае не смейте обзывать его "жирдяем", "жиртрестом" или "толстяком". В политкорректной Америке вас за это сразу лишат грин-карты! Запомните, он - просто "horizontally gifted" - "горизонтально одаренный". Или еще лучше: "full-figured" - полноразмерный. То есть, все остальные просто недомерки…
Несмотря на столь явную гордость своими объемами, быть толстым все-таки очень тяжело и опасно для здоровья, поэтому борьба с лишним весом - гуманитарная цель американской нации, поважнее борьбы с террористами или глобальным потеплением. Зайдите в книжный магазин - несколько полок обязательно заставлено талмудами из серии "Как похудеть". Но на той же улице, что и книжный магазин, вы найдете «Макдоналдс», «Бургер Кинг», пиццерию Little Caesars и прочие предприятия быстрого питания.
В книге "Нация фаст-фуда" ("Fast Food Nation") американский журналист Эрик Шлоссер приводит интереснейшие факты. Так, одной из главных причин, по которой люди выбирают фаст-фуд, является дешевизна еды. "Начиная с 1970-х годов, цены на продукты питания снизились настолько, что это позволило владельцам ресторанных сетей увеличить порции почти в два раза без ущерба для прибылей, - считает Шлоссер. Размер гамбургера - один из главных критериев продаж. Сеть "Вендис" продает гамбургер под названием "Трехпалубный". «Бургер Кинг» - "Великий Американский". «Хардис» предлагает своим клиентам сэндвич с говорящим названием "Монстр".
А что внутри? На русском сайте ресторана «Макдоналдс» можно ознакомиться с калорийностью порции: двойной роял чизбургер - 639 килокалорий. Один сэндвич - четверть стандартной нормы потребления дневных калорий! А ведь к чизбургеру покупается еще и картошка (387 килокалорий) и молочный коктейль (331 килокалорий) и мороженое (225 килокалорий). Всего 1582. Уже больше половины дневной нормы. Три таких перекуса в день - ожирение обеспечено…
А питье? "Три компании - "Кока-кола", "Пепси" и "Кэтберри-Швеппс" - контролируют 90 процентов рынка прохладительных напитков США, - продолжает журналист. - Под их неусыпным контролем средний американец выпивает в год 212 литров газировки". Обращаю ваше внимание - в этом количестве газировки можно принять ванну! В год это 600 банок по 350 миллилитров. В каждой, между прочим, от шести до восьми ложек сахара. Две банки "колы" в день - уже 12 лишних ложек. Не задумывались?
А уж образ жизни… По данным Kaiser Family Foundation (http://www.kff.org/ ) - организации, занимающейся пропагандой здорового образа жизни - средний американский подросток в возрасте от восьми до 18 лет проводит 52 часа в неделю перед телевизором, играя в компьютерные игры, разговаривая по телефону или слушая музыку. Это больше, чем стандартная 40-часовая рабочая неделя их родителей! То есть в среднем около 7,5 часов в день! А ведь еще примерно столько же времени ребенок проводит в школе, сидя и ведя малоподвижный образ жизни.
Чтобы не заскучать от статистики, привожу личные впечатления. Когда видишь четырехлетнего малыша весом под 50 килограмм и понимаешь, что он не может бегать и прыгать, как его ровесники, и не сможет делать этого никогда, вот тогда с ужасом понимаешь, что нация у которой такие дети - безнадежно больна… А когда рядом идут его мама и папа, которые не влезают в дверные проемы… А уж когда оказываешься рядом с ними в одном самолете… По-моему, авиакомпаниям стоит всерьез подумать о том, чтобы продавать людям, страдающим ожирением, сразу два места. Потому что самолетные сидения, знаете ли, не широкие… И я не согласна, когда в течение восьми часов перелета из моих законных 47-ми сантиметров, 20 заняты свисающей через ручки тушей, которая очень увлекалась гамбургерами.
И не стоит думать, что это текст о том, как в Америке…
Глобализация несет с собой не только унификацию одежды, телевидения или музыки. Фаст-фуд - одна из основных форм потребления, которую потребители действительно "потребляют". Когда мы едим как американцы, мы и выглядим как американцы. Регулярные наезды в Германию убеждают меня - ширина седалищ немецких женщин и объемы животов немецких мужчин увеличиваются на глазах. Но ведь и стоя перекусывать пончиками из Dunkin' Donats в ожидании трамвая, в Берлине не было популярным еще семь-восемь лет назад. Зато сейчас стало… Согласно данным на сайте ВОЗ (www.who.int) количество подростков, страдающих излишним весом, в Китае за последнее десятилетие выросло в три раза. Достоверной статистики по России, как всегда, не имеется. Просто оглянитесь вокруг. Подумайте, что вы сегодня ели… Даже если ваши коллеги озабоченны парой лишний килограммов и посещают тренажерный зал, это еще не значит, что вскоре в этом зале не появится надпись "Людям, тяжелее 150 килограмм, на тренажеры не вставать!".
Интересно, а куда же им, бедным, тогда деваться?
Кроме того, ожирение - всеохватывающая и быстро распространяющаяся эпидемия, поэтому в предыдущем предложении вместо "им", нужно будет скоро поставить "нам"?
А значит, и тренажеры, я думаю, скоро придумают покрепче…
Автор: Елена Соболева